Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

Расширяя границы сотрудничества: изучаем опыт в области повышения качества образовательного процесса в Турции в рамках международного проекта Программы ERASMUS+ UniTeLE

  В ноябре 2021 года, в течение недели, группа представителей Гомельского государственного технического университета имени П.О. Сухого, в числе которых были: Юрий Николаевич Колесник (директор Института повышения квалификации и переподготовки ГГТУ им.П.О.Сухого), Светлана Петровна Кацубо (зав. кафедрой «Социально-гуманитарные и правовые дисциплины»), Людмила Николаевна Русая (старший преподаватель кафедры «Металлургия и технологии обработки материалов»), Андрей Владимирович Иванейчик (ассистент кафедры «Электроснабжение»), вместе с коллегами из ряда вузов Беларуси, приняла участие в учебном визите в университете Невшехира (Nevsehir Haci Bektas Veli University, г.Невшехир, Турция).

  Визит был посвящен изучению направлений повышения качества образовательного процесса в системе образования Турции, организации подготовки преподавателей и академического развития (повышения квалификации) профессорско-преподавательского состава, использованию активных методов и программ обучения, в рамках проекта Европейского союза Программы ERASMUS+ CBHE «Повышение качества преподавания и обучения в университетах» UniTeLE. Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого и Университет Невшехира являются партнерами данного проекта.

1_s_ozlem.jpg

  Программой визита предусматривались различные мероприятия по ознакомлению с системой организации учебного процесса в условиях пандемии, подготовкой работы в новых условиях преподавателей и студентов, созданием учебно-методического контента для дистанционного обучения, обеспечением доступа к учебным ресурсам. 

2_s_rektorom.jpg

  Университет, на базе которого проходили мероприятия программы это относительно молодое учреждение высшей школы. Он был создан в 2007 году и расположен в живописном месте в центре исторического региона Турции – Каппадокии.

  Невшехир, в целом, университетский город, с отдельными учебными корпусами факультетов, ректорским корпусом, научно-техническим центром, спортивным комплексом, огромной библиотекой, отличной столовой и другими подразделениями вуза.

  Въезд (вход) на территорию университетского городка охраняется и осуществляется через огромную арку, на которой сверкает название университета. На этой же территории размещены жилые корпуса университета для преподавателей и студентов, зоны отдыха и другие объекты инфраструктуры, благодаря которым можно воспользоваться всем необходимым в шаговой доступности.

  Следует отметить, что все объекты университета отличаются оригинальностью архитектурной застройки и дизайна, обеспечены современным оборудованием, удивляют информационной насыщенностью, наличием элементов безбарьерной среды для лиц с особыми потребностями (специальные дорожки и обозначения, лифты, пандусы, залы библиотеки с литературой для чтения по Брайлю, аудио-залы и интернет-залы и др.)

4_na_fone_rektorskogo_korpusa.jpg

  Библиотека заслуживает особого внимания. Любой вуз славится своей библиотекой. В университете Невшехира это огромное, отдельно расположенное в центре университетского городка, креативное строение современной архитектуры высотой в пять этажей. По центру здания ввысь к прозрачному куполу поднимается стеклянная лестница и лифт, в котором комфортно прокатиться каждому, и студентам, и преподавателям: табло показывает этажи, голосовое сообщение позволяет это услышать слабовидящим, в лифте содержится необходимая информация о расположении залов библиотеки. Следует отметить информационную насыщенность библиотеки. Можно узнать о залах библиотеки и их наполнении, о правилах поведения в этом святом месте, о пользовании ресурсами библиотеки, о предоставляемых услугах и др. В библиотеке имеется отдельный зал краеведения, где сосредоточена вся информация (литература, периодика, и др.) о регионе Каппадокия и его достопримечательностях, знаменитостях и др.

  Представляет интерес салон для работы слабовидящих. В нем имеется специальная литература для чтения по методике Брайля, аудиозаписи для прослушивания необходимого материала. Имеется в библиотеке и интернет-салон с отдельными оборудованными необходимыми устройствами посадочными местами. Есть мини-залы для работы группой, секции для индивидуальной работы и огромные читальные залы с литературой, компьютерами. В библиотеке сделано всё для удобного размещения пользователей.

  Библиотека владеет и уникальными экземплярами печатных изданий, которые представлены в отдельном зале под стеклянным покрытием. Работа с ними может осуществляться по индивидуальным заказам либо с их электронной копией.

  Привлекли внимание устройства для дезинфекции книг: каждый, кто берет книгу, может ее «почистить» от микробов.

6_dezinfekciya_biblioteka.jpg

   Заинтересовал обустроенный на одном из этажей уголок автора. В честь выхода книги, автором которой является или являются преподаватели университета, устанавливается отдельный стол для автора и кресло, вокруг на стеллажах стоят его книги. В этой части зала размещается портрет автора во весь его рост и здесь можно получить автограф автора, побеседовать с ним. Именно здесь происходит презентация издания и чествование автора.

7_ugolok_avtora_biblioteka.jpg

   Конференц-залы для приема гостей и выставочные залы размещаются в отдельном здании культурного Центра университета. Здесь и проходили основные мероприятия программы учебного визита. Это здание грандиозно по внутреннему обустройству и, как будто, презентует весь университет через обустройство выставочных залов, через огромные экраны телевизоров и плакаты, расположенные по всему центральному холлу.

8_stolom_na_zanyatii.jpg

   Университет владеет отдельным стадионом на улице и спортивным крытым комплексом, в котором оборудованы спортивные залы и стадион с посадочными местами для зрителей, где проходят соревнования.

9_kulturnyy_centr.jpg

  Отдельного внимания заслуживает огромная столовая, расположенная в интересном архитектурном строении в стиле модерн, высотой в два этажа с куполообразным большим залом и несколькими залами для отдельных групп, гостей, зонированных мест для индивидуальной трапезы. В большом зале имеется обустроенный помост для сцены. Вход в залы через турникет.

  В университете обучается около 28 тысяч студентов по 200 специальностям. Становятся всё более перспективными специальности в области туризма, культуры потребления, экологии. Достаточно большой контингент обучающихся из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и других государств. В связи с миграционными процессами в Турции пребывает около 9 миллионов сирийцев (из них один миллион детей), иракцы, многочисленные представители Африки.

10_lekcionnaya.jpg

  В Турции, где почти 90 млн. населения, около 8 млн. студентов, обучающихся в вузах.

  Обучение в вузе по специальности в течение 5 лет, по медицинским специальностям 6 лет.

  Со второго курса определяется специализация по выбору студента. Общеобразовательным дисциплинам по учебным планам выделяется 32% учебного времени, остальное - специальные дисциплины.

  Система обучения в вузах на платной основе, но имеет свои особенности. Государство предоставляет университетам финансовые ресурсы, которые университеты, в свою очередь, предоставляют обучающимся по договору займа с университетом с последующим его возвратом. Существует централизованный запрос на специальности по согласованию с такими субъектами, как Министерство образования, Министерство занятости и вузы. План согласовывается и утверждается на пять лет.

  Согласованность и централизованность отмечается не только по кадровым вопросам и потребности по специальностям, но и в разработке общих требований к системе качества образования, которая, в общем, приравнивается к европейской. Миссия, видение и политика в сфере качества образования едины для всех. Такая единая система была разработана в 2018 году межвузовской ассоциацией. Она представляет собой централизованную систему управления образованием, единую информационную базу методического обеспечения и делопроизводства, в том числе и библиотечный фонд. Созданный ресурс доступен каждому посредством электронной связи.

11_andrey_na_tribune.jpg

  Следует отметить особое отношение в Турции к роли учителя в обществе. Эта специальность весьма популярна. Турция по мировому ранжированию занимает третье место по престижности профессии учителя, а в самой Турции – четвертое место среди других профессий. По опросам школьников 25% хотели бы стать учителем. Профессия учителя имеет высокую репутацию в обществе.

  После окончания вуза следует еще сдать экзамены, чтобы получить работу учителя, так как имеет место высокая конкуренция. Экзамен сдается по истории Турции, педагогике и по специальности (например, учитель математики сдает экзамен по математике). Лица, успешно выдержавшие экзаменационные испытания и прошедшие по конкурсу, назначаются Министерством образования на должность и с ними заключается контракт. Церемония назначения всегда публична и торжественна. Следует отметить, что учителем невозможно стать со средним специальным образованием, только при наличии степени бакалавра.

  Отработав 6 лет по контракту, учитель приобретает постоянный статус и может работать на постоянной основе. Выпускники с удовольствием едут работать в отдаленные районы. В Турции один миллион учителей.

  В  2013 году при университете создан Центр дистанционного обучения, в котором работает команда из семи специалистов. Дистанционное обучение стало особенно востребованным и необходимым в условиях пандемии с марта 2020 г.

  В это время пригодились наработки, сделанные сотрудниками Центра дистанционного обучения. Как и везде большинство преподавателей и студенты не были готовы к такому обучению. Недостаточно было компьютерного обеспечения, отделы были не подготовленными к документообороту в этих условиях, не все студенты обладали возможностью электронной связи, не готовы были и услуги интернет.

  Во время пандемии за полгода были решены следующие задачи:

  • Обеспечить должную инфраструктуру;
  • Обучить преподавателей и студентов работе в новых условиях;
  • Сформировать службу помощи и сопровождения учебного процесса;
  • Проработать систему контроля знаний (экзамены, тесты и др.);
  • Определить требования к учебной отчетности и др.

  Были закуплены «умные доски», веб-камеры, приобретена система видеоконференции. Служба поддержки, созданная на базе Центра дистанционного обучения, занялась подготовкой студентов к работе дистанционно, с преподавателями проводились тренинги по составлению видеолекций, клипов и иного ресурса для обучения дистанционно.

  На студенческой платформе и на сайте была размещена необходимая информация, организованы постоянные консультации. Также были созданы колл-центры, куда могли в любое время обратиться и студенты, и преподаватели. Были организованы показательные занятия, и даже концерты.

  Разъяснялись вопросы: как проводить экзамены, как организовать работу в группах, как работать и учиться дистанционно, как устранить барьеры и удовлетворить потребности. Проводилась работа и с родителями. Основной задачей было организоваться и обучаться, при этом находясь дома.

  Были разработаны дистанционные курсы, которых более пяти тысяч и размещены для использования в условиях дистанционного обучения. Для разработки курсов были использованы возможности системы Moodle и созданной национальной системы.

  Таким образом, был подготовлен образовательный контент, который включал видео, более пяти тысяч книг, обучающие фильмы и мультфильмы, тесты, викторины и другие материалы, систематизированные и представленные для общего пользования для различных категорий обучающихся. Более того, Министерство образования инициировало демонстрацию учебных занятий по трем каналам телевидения на основе национальной системы EBA. Было разработано и предложено более 1600 уроков по специальному расписанию телевидения в течение 24 часов в сутки. По телевизионным программам можно было выбрать необходимые занятия, начиная с начальной школы и до университетских занятий.

12_s_rektorom_3-i.jpg

  Следует отметить международную поддержку в обеспечении дистанционного обучения. В частности, на основе проекта ЮНЕСКО были представлены ранее разработанные программы по различным дисциплинам, которые стали основой разработки учебных национальных программ.

  Интересна и организация учебно-воспитательного процесса на основе исторического потенциала, государственности, краеведения, формирования уважения к работе учителя (преподавателя), что присуще всей образовательной системе Турции и отражается в деятельности университета в Невшехире.

  Общество, в целом, воспитывается в духе уважения к государственной символике, ценностям государственного устройства и его достижениям, историческому прошлому. На зданиях и на флагштоках реют государственные флаги, в общественных местах расположены портреты и высказывания известных государственных деятелей, мыслителей прошлых столетий.

  В ходе учебного визита представилась возможность ознакомиться с организацией работы с творческой, одаренной молодежью. Созданный для поддержки одаренных детей Центр оснащен современным оборудованием для развития технической, художественной, музыкальной и иной творческой деятельности молодых людей. Здесь и робототехника, и музыкальные инструменты, и художественные мастерские, классы развития логического мышления с массой инструментария.

13_so_studentami.jpg

   Посещение средней образовательной школы позволило убедиться в том, что обучение в школе пронизано глубоким уважением к историческому прошлому страны, направлено на формирование патриотизма и гордости достижениями Турции и ее народа. На стенах школы портреты и мудрые слова мыслителей и государственных деятелей, карты и достопримечательности страны и ее регионов и др.

  Присутствие на учебном занятии по физике показало, что занятие увлекло не только школьников, но и гостей. Использованные учителем методы убедительно продемонстрировали ключевые понятия темы, с которыми школьники познакомились и увидели на практических примерах, легко справились с заданиями и ответили без затруднений на вопросы учителя.

   В ходе визита были изучены практико-ориентированные методы обучения в университете Невшехира, в том числе демонстрация, тренинг и др., создание видео-лекций и иных видео материалов, обеспечение самостоятельной работы обучающихся с последующим контролем знаний.

  Интересным является опыт турецких коллег по применению VR-технологий в учебном процессе, в частности, для изучения иностранных языков.

14_vr.jpg

  Таким образом, интересным и насыщенным получился образовательный визит в Турцию. Установленные дружественные контакты будут способствовать укреплению партнерства между нашими вузами, а полученные знания будут применены для организации образовательного процесса в ГГТУ им.П.О.Сухого, в работе кафедры социально-гуманитарных и правовых дисциплин, а также при проведении учебных занятий со студентами университета и слушателями Института повышения квалификации и переподготовки.

  По результатам визита планируется, прежде всего, расширение применения активных и практико-ориентированных методов обучения в нашем университете, использование возможностей учебно-воспитательного процесса для активизации идеологического, патриотического и нравственного воспитания обучающихся на основе исторических достижений нашей страны и ее регионов.

Директор Института повышения квалификации и переподготовки Ю.Н. Колесник,

Заведующий кафедрой «Социально-гуманитарные и правовые дисциплины» С.П. Кацубо