Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

Европейское пространство высшего образования

]]>ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ]]>: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Европейское пространство высшего образования (ЕПВО, англ. European Higher Education Area, EHEA) — единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе, в области высшего образования. Было оформлено в марте 2010 года во время конференции Будапешт — Вена министров образования Европы. В качестве основной цели Болонский процесс должен был обеспечить сближение, гармонизацию и последовательность систем высшего образования в Европе. Между 1999—2010гг. все усилия членов Болонского процесса были направлены на создание Европейского пространства высшего образования, что стало реальностью после подписания декларации на конференции Будапешт — Вена в марте 2010 года, одновременно с десятилетним юбилеем Болонского процесса. Первоначально предполагалось путем развития академической мобильности и создания единого европейского рынка труда усилить конкурентоспособность и привлекательность европейского образования; в качестве базовых шагов предполагалось создание общей системы двух ступеней образования и сопоставимых степеней и квалификаций, а также прозрачность образовательных программ и документов об образовании при обеспечении качества последнего. Однако последующие встречи министров образования стран- участниц Болонского процесса вносили коррективы. В частности, идея двух ступеней преобразовалась в идею трех ступеней обучения (бакалавр – магистр – докторант); основной упор был сделан на результаты обучения; целям же гармонизации европейского образовательного пространства должна служить всеобъемлющая рамка квалификаций. Кроме того, было введено понятие «социального измерения образования». Одной из центральных и нерешенных проблем осталась проблема взаимного признания полученных дипломов и квалификаций.

Приоритетами развития Единого Европейского пространства высшего образования до 2020 года названы следующие:

  • социальное измерение процесса;
  • обучение в течение жизни;
  • занятость выпускников;
  • студентоцентрированное образование;
  • соединение образования, исследований и инноваций;
  • развитие академической мобильности;
  • сбор и обработка данных;
  • обеспечение прозрачности;
  • финансирование.

Болонский процесс

Основная цель Болонского процесса – создание «Европейского пространства высшего образования» в целях предоставления гражданам широкого и прозрачного выбора высококачественных образовательных программ и облегчения процесса признания дипломов и степеней. Для достижения этих целей были выбраны три приоритета: обеспечение сопоставимости систем образования, европейское измерение систем обеспечения качества и признание дипломов и периодов обучения за рубежом. Болонский процесс инициировал целый ряд реформ, необходимых для повышения сопоставимости систем высшего образования, их конкурентоспособности и привлекательности для граждан.

Процесс гармонизации систем высшего образования стран Европы начался в середине 1970-х годов с принятием в  ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования. В 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация. Это движение получило название Болонского процесса. Целями данного процесса являются:

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  •  формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, когда университеты рассматриваются как носители европейского сознания. 

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.

Десять основных направлений Болонского процесса (10 Bologna Action Lines)

  1. Принятие системы легкочитаемых и сравнимых степеней.
  2. Внедрение системы, базирующейся в основном на двух уровнях.
  3. Внедрение системы зачётных единиц (академических кредитов).
  4. Развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала.
  5. Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования.
  6. Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы.
  7. Обучение в течение всей жизни.
  8. Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса.
  9. Повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования.
  10. Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований.

Система сравнимых степеней предполагает трёхуровневую систему высшего образования:

  • Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр")
  • Второй уровень – магистратура (степень "магистр")
  • Третий уровень – докторантура (степень "доктор философии")

В Европе доминируют две модели системы высшего образования:
бакалавриат + магистратура + докторантура: 3 года обучения + 2 года обучения + 3 года обучения;
бакалавриат + магистратура + докторантура: 4 года обучения + 1 год обучения + 3 года обучения.

Нормативная правовая база:

Информационно-аналитические обзоры:

Стандарты и руководства по инструментам ЕПВО

14-15 мая 2015 г.

14-15 мая 2015 г.

октябрь 2014 г.

Европейское пространство высшего образования