Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

«Мы жывем, пакуль помнім. Мы жывыя, пакуль нас помняць»

В преддверии праздника Великой Победы профсоюзная организация студентов Гомельского государственного технического университета им. П.О.Сухого организовала экскурсию к мемориальному комплексу Ола.

img_4865.jpg

Про Олу не писали в учебниках, про нее не снимали фильмы, очевидцев той трагедии уже нет в живых. А вместе с тем в небольшой полесской деревне фашисты уничтожили в 12 раз больше людей, чем во всем известной Хатыни. На рассвете 14 января 1944 года в Оле сожгли и расстреляли 1758 человек, из них 950 детей.

img_4868.jpg
img_4871.jpg
img_4873.jpg

К Оле путь не близкий, она расположена в лесах Светлогорского района. Экскурсовод рассказывал об истории города Гомеля, затем дорога привела нас к Речице, следующим по маршруту был Светлогорск, один из молодых городов, построенный вокруг промышленного гиганта «Светлогорское химволокно».

img_4874.jpg

Свернув с центральной трассы дорога петляет в лесу. Леса достаточно густые и дремучие чтобы в них могли найти свое пристанище люди, скрывающиеся от войск захватчиков. Со слов экскурсовода работника «Светлогорского краеведческого музея», люди окрестных деревень две недели жили в лесу, зимой с детьми, многим из которых не было и года. Слова свидетелей той поры, говорят о том, что люди вынуждены были вернуться в деревню Ола, потому, что дети очень страдали от холода отсутствия элементарных условий для жизни. Уже было слышно канонаду приближающегося фронта, а соответственно и грядущего освобождения и это вселяло надежду, но...

img_4877.jpg
img_4985.jpg
img_4987.jpg

Жители этих деревень искали спасения в маленькой затерявшейся в лесу деревне Ола.

Какаль (сейчас входит в состав города Светлогорска под названием Светочь),

Здудичи (Светлогорский район),

Чирковичи (Светлогорский район),

Ракшин (Светлогорский район),

Дедное (Светлогорский район),

Искра (Светлогорский район),

Рудня (Светлогорский район),

Сельное (Жлобинский район),

Мормаль (Жлобинский район),

Коротковичи (Жлобинский район),

Антоновка (Жлобинский район),

Плесовичи (Жлобинский район).

По свидетельствам очевидцев в домах находилось по 50-60 человек. А были еще сараи и другие хозяйственные постройки. Это было гораздо лучше чем в лесу.

img_4899.jpg
img_4900.jpg
img_4881.jpg
img_4901.jpg
img_4898.jpg
img_4992.jpg
img_4999.jpg
img_5004.jpg

В Светлогорском историко-краеведческом музее есть несколько протоколов опроса свидетелей. Вот что вспоминал, например, житель Олы Александр Зыкун:

«Немецко-фашистские изверги сначала окружили деревню, установили пулеметы и автоматы и начали угонять мирное население на улицу, а больных и слабосильных стариков сразу же на месте расстреливали в квартире. А потом согнали в колхозный сарай, расстреляли и сожгли (…). Факт известен мне, потому что я лично с другими гражданами пришел 15 января 1944 года на место расправы и где было видно, что люди были или уничтожены живьем в огне (…) или люди выбегали из огня с обгоревшими руками и ногами и впоследствии были пристрелены немецко-фашистскими извергами».

...«От группы отделилась женщина в телогрейке и большом клетчатом платке, – приводит книга «Памяць. Светлагорск. Светлагорскi раён» воспоминания свидетеля тех событий Тараса Колеснева. – Автоматчик шёл за ней. Я услышал просьбу позволить сгореть в своём доме. Это была Аксинья Тимофеевна Курлович, жена бухгалтера колхоза. Под дружный хохот фашистов женщина повернулась и твёрдым шагом пошла к своему горящему дому. За ней бежал фашист с большим баллоном за спиной. На ходу опрыскивал её бензином. Женщина не обращала на него внимания. Офицер достал пистолет. Но на пороге дома женщина вспыхнула факелом и скрылась за дверями…»

img_5011.jpg
img_5023.jpg

Тягостное впечатление оставляет осознание и масштабность трагедии, особенно смерть невинных детей.

В 2020- м, в год 75- летия Великой Победы, на месте сожженной Олы был открыт мемориальный комплекс.

Высеченные в камне сюжеты воссоздают судьбу деревни. Мать, крепко прижимающая младенца к груди, маленькая девочка с испуганными глазами, деревянная хата в языках пламени, парящие над полыхающим селом птицы.

Центральная дорожка, которая идет через весь мемориал, как раньше, центральная деревенская дорога. Своей неровностью, по задумке авторов, не дает расслабиться и постоянно держит в напряжении. Это не ровные плитки красного цвета символизирующие огненную реку.

Поклонный крест, который размещается на месте первого дома сожженной деревни. В этом доме проживала большая семья, муж, жена и шестеро детей. Когда отец семейства вернулся с войны, он узнал, что его семья не пережила ужас оккупации. Когда немцы зашли в деревню, мать собрав своих шестерых детей спряталась в землянке вырытой во дворе, в которую оккупанты забросили несколько гранат...

Вся эта история одной трагедии не может не оставить равнодушными ни одного человека, а тем более жителя Белоруси, где в годы войны погиб каждый третий житель. 9200 населённых пунктов были разрушенны и сожжённы немецкими оккупантами и коллаборационистами в Белоруссии во время Великой Отечественной войны, свыше 5295 были уничтожены вместе со всем или с частью населения в ходе карательных операций.

img_4917.jpg
img_4920.jpg

Наш замечательный экскурсовод Наталья Григорьевна рассказавшая нам о произошедшей трагедии, вкладывала в свой рассказ гораздо больше , чем информацию, она вкладывала частичку души, так как эта и ее личная трагедия - в деревне были сожжены и ее родственники.

В конце экскурсии Наталья Григорьевна обвела глазами нашу группу и сказала, что с такой молодежью наша страна может быть спокойна, такая молодежь будет помнить и не даст повториться ужасам фашизма.

img_4861.jpg

«Политех» помнит!