Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого

Правила пользования библиотекой

Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны на основании Типовых правил пользования библиотеками в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 5 августа 2008 года № 28, и Примерных правил пользования библиотекой высшего учебного заведения Республики Беларусь, утвержденных приказом Министерства образования и науки от 30 ноября 1994 года № 335.

2. Фонды библиотеки являются собственностью учреждения образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого» (далее университет). Пользоваться ими могут студенты, аспиранты, профессорско-преподавательский состав, научные работники, сотрудники и другие категории читателей университета.

3. Библиотека обслуживает пользователей ежедневно, кроме воскресенья, государственных праздников и санитарных дней (последняя пятница каждого месяца).

Порядок записи в библиотеку

4. Для записи в библиотеку и оформления читательского билета профессорско-преподавательскому составу и другим сотрудникам университета необходимо предъявить паспорт и служебное удостоверение.

Студенты записываются в библиотеку согласно приказу о зачислении в университет и по предъявлению студенческого билета.

5. Читательский билет выдается на весь период обучения или работы в университете. Дубликат утерянного читательского билета выдается по истечении десяти дней со дня подачи заявления.

6. Абитуриенты, стажеры, соискатели и другие категории граждан, не являющиеся сотрудниками и студентами университета, имеют право пользоваться фондами библиотеки только в читальных залах. Литература выдается им под залог документа, удостоверяющего личность (паспорт).

7. При записи в библиотеку пользователи должны ознакомиться с Правилами пользования и подтвердить обязательства об их выполнении своей подписью на читательском билете и читательском формуляре.

8. Пользователи библиотеки ежегодно проходят перерегистрацию с предъявлением всей числящейся за ними литературы в установленные библиотекой сроки и продлением сроков пользования. Читатели, не прошедшие перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются.

Порядок пользования литературой

9. Для получения литературы читатель обязан предъявить библиотекарю читательский билет.

10. Выдача литературы регистрируется в книжном формуляре. При получении книг или других изданий пользователь записывает на книжном формуляре номер своего читательского билета, дату выдачи литературы и ставит свою подпись.

11. Срок пользования литературой для различных категорий читателей и количество выдаваемых изданий на абонементах определяется дифференцированно администрацией библиотеки. Литература на абонементах выдается пользователям на дом:

11.1. профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам университета в количестве не более 10-15 экземпляров;

11.2. студентам на семестр или учебный год в соответствии с учебными планами и программами;

11.3. литература на художественном абонементе выдается в количестве 10 экземпляров на 30 дней.

12. Неопубликованные материалы (диссертации, авторефераты диссертаций, отчеты о научно-исследовательской работе), выдаются в читальном зале в установленном порядке.

13. Литература, которая отсутствует в фонде библиотеки, по просьбе пользователя может быть получена из других библиотек по межбиблиотечному абонементу (МБА).

14. Литература из фондов читальных залов выдается единовременно в количестве, не превышающем 5 экземпляров.

15. Литература из фонда читального зала на дом не выдается. При выходе из читального зала пользователь должен сдать имеющиеся у него книги и другие материалы, библиотекарю. В случае необходимости выноса издания на ксерокопирование читатель обязан предупредить библиотекаря. В случае нарушения этого правила, читатели могут быть лишены права пользования библиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки.

Порядок пользования библиографическим, полнотекстовыми базами данных и сетью Интернет

16. Доступ пользователей к базам данных библиотеки организован по локальной сети с автоматизированных рабочих мест в читальных залах библиотеки; удаленный доступ через сеть Интернет.

17. Для получения доступа к автоматизированному рабочему месту пользователь предъявляет читательский билет дежурному библиотекарю.

18. При необходимости дежурный библиотекарь консультирует пользователя по правилам работы с автоматизированной информационной библиотечной системой и базами данных библиотеки.

19. Тематический поиск по базам данных пользователь осуществляет самостоятельно или с помощью дежурного библиотекаря.

Права и обязанности пользователей

20. Пользователи библиотеки имеют право:

20.1. получать полную информацию о фондах библиотеки и необходимую литературу во временное пользование;

20.2. пользоваться библиографическим, справочно-информационным аппаратом и другими видами услуг, предоставляемыми библиотекой;

20.3. участвовать в культурно-просветительских мероприятиях, проводимых библиотекой для пользователей;

20.4. обращаться к представителям администрации библиотеки с предложениями, замечаниями, жалобами по всем вопросам, касающимся обслуживания, приобретения и организации информационных ресурсов и услуг.

21. Пользователи библиотеки обязаны:

21.1. не выносить из библиотеки литературу без записи в читательском формуляре;

21.2. не нарушать расстановку фонда открытого доступа, не доставать карточки из каталогов и картотек;

21.3. бережно относиться к полученным из фонда библиотеки книгам, другим изданиям печати (не вырывать и не загибать страницы, не делать никаких пометок и т.д.), своевременно их возвращать;

21.4. внимательно просматривать при получении книги и другие произведения печати и при обнаружении дефектов предупредить об этом библиотекаря;

21.5. возмещать утраченные или испорченные издания в соответствии с «Инструкцией о порядке оформления замены книг и других материалов из фонда библиотеки, утерянных или невозвращенных читателями» от 06.12.2010 года, утвержденной проректором по учебной и воспитательной работе;

21.6. сдавать в гардероб верхнюю одежду;

21.7. не посещать библиотеку в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения;

21.8. не пользоваться мобильными телефонами в зонах обслуживания читателей (на абонементах, в читальных залах);

21.9. соблюдать порядок и чистоту в помещениях библиотеки, воздерживаться от приема пищи или употребления напитков;

21.10. при выбытии из университета вернуть в библиотеку все издания, числящиеся за пользователем, и сдать читательский билет.

Права и обязанности библиотеки

22. Библиотека имеет право:

22.1. на возмещение причиненного пользователем материального или морального ущерба библиотеке и ее работникам в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

22.2. за нарушение настоящих Правил пользования библиотекой лишать пользователей права обращения в подразделения библиотеки сроком на 1 месяц;

22.3. не обслуживать пользователей библиотеки, которые не прошли перерегистрацию;

22.4. при нарушении пользователем Правил пользования библиотекой передавать материалы в деканаты и руководству университета.

23. Библиотека обязана:

23.1. информировать пользователей обо всех видах предоставляемых библиотекой услуг;

23.2. осуществлять библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание пользователей;

23.3. систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку выданных пользователям книг и других произведений печати;

23.4. проводить занятия по основам информационно — библиографической культуры, устные библиографические консультации, организовывать книжные выставки, библиографические обзоры, открытые просмотры литературы, дни информации, дни кафедр и другие мероприятия.

23.5. проводить выдачу книг и других произведений печати только после получения от пользователя ранее выданных изданий, период пользования которыми закончился;

23.6. в случае выявления дефектов при возврате пользователем книг и других произведений печати принять соответствующие меры;

23.7. содействовать повышению культуры чтения пользователей;

23.8. создавать читателям необходимые условия для работы в библиотеке, обеспечивать высокую культуру обслуживания.